Программа фольклорного кружка «Таусень»


Великий русский педагог К.Р.Ушинский справедливо предупреждал, что воспитание, лишенное народных корней, — бессильно. Именно поэтому так необходимо донести до подрастающего поколения фольклор, кладезь народной мудрости, источник величайших духовных богатств народа. Школе, учреждениям дополнительного образования  принадлежит в этом, на мой взгляд, особая роль. Детский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки и т.д.), календарно-обрядовая поэзия, народные приметы – «Месяцеслов» до сих пор, к сожалению, остаются не включенными в учебные программы политературе.

 

Много лет, программные часы, отведенные на изучение устного народного творчества, внеклассные мероприятия, даже экскурсии на природу пыталась использовать для разучивания народных игр, хороводных и обрядовых песен. Объединение учащихся 6 класса, в котором веду уроки русского языка и литературы и являюсь классным руководителем, в русский фольклорный кружок «Таусень», надеюсь, позволит мне заинтересовать ребят тем, чем увлечена сама: разными жанрами детского фольклора, календарно-обрядовой поэзией, народным театром.

В итоге, нам с ребятами за первый год занятий в кружке удастся подготовить и показать обрядовые праздники, посвященные  временам года: осени, зиме, весне и лету. Это поможет развить сценические способности ребят, научить их выступать перед публикой, что является необходимым условием для перехода к теме «народный театр».

                                                                  Пояснительная записка

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план и стали забываться нами народные традиции?

За последние 10 лет возрождение народных традиций стало одним из направлений моей работы

Любить, уважать свой народ, прививать нашим детям любовь к традициям своего народа, воспитывать чувство гуманизма — дело и благородное, и ответственное. Главная задача — воспитание личности, способной сберечь и преумножить лучшие народные традиции, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает наша душа.

Сейчас, когда происходит переосмысление сложившейся системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов, возрождение и развитие культуры воспитания, на мой взгляд, является тем делом, которое позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта.

Я глубоко чту, люблю и знаю свой родной татарский язык, обычаи и обряды моего народа.  Но я учитель русского языка и литературы, поэтому, где бы я ни работала, считаю своим долгом прививать детям любовь к русскому языку, русской культуре, ибо мы живем в великой         стране, имя которой Россия. Уверена, человек, прикоснувшийся к культуре одного народа, обязательно заинтересуется прошлым, настоящим и будущим своего, захочет слушать песни на родном языке, узнать об обычаях и обрядах своих предков.

Русский народ создал богатейшую устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся нараспев, под звон струн, о славных подвигах богатырей, защитников земли народа.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она – достоинство и ум народа. Укрепляя нравственный облик, наполняя глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов, она является его исторической памятью, праздничными одеждами его души.

Праздники, обряды, игры, народные ремесла всегда являлись той жизненной средой, где человек имел возможность проявить себя как личность. Предпринимаемые в настоящее время отдельными энтузиастами шаги по возрождению праздников и обрядов, ремесел являются скорее мероприятиями, нежели глубокой и хорошо продуманной системой.

Механизмы, движущие праздники и обряды — это гораздо более глубокие  явления, нежели сочиненный режиссером сценарий. В таких сценариях, как правило, все делается по указанию ведущего. Есть выступающие «артисты» и есть аплодирующие зрители. В праздниках, обрядах, играх не должно быть разделения  на артистов и зрителей.

Знание устного  народного творчества, литературы и этнографии развивает у детей фантазию, активизирует их сознательность, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. Эстетико-нравственные    идеалы    в    фольклоре являются эффективным средством воспитания у ребят любви к своему народу, стремлению стать патриотом.

Изучение фольклора способствует не только развитию у детей нравственных качеств и умения видеть прекрасное, но и расширяет их кругозор, помогает лучше усвоить материал, ярче представить то или иное событие.

В песнях крестьян великолепно отражены их жизнь и мировоззрение. Труд крестьян тяжелый, но в песнях нет жалоб на тяжесть труда. Тем более, нет и намека на презрение или просто неуважение к труду.

И это вполне естественно, так как труд, по народным понятиям, каким бы он ни был тяжелым, являлся важнейшим условием жизни, насущной необходимостью для человека.

В народных песнях труд часто поэтизируется. Известно, что жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ женщин. Но с какой любовью говорится об этой работе в песнях!

Одна из интересных форм работы, которую можно проводить в школе — это посиделки. Посиделки — не простое времяпровождение. Это   активный деревенский отдых, в основе которого лежат трудовые,  нравственно-бытовые  и  фольклорные традиции. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать свое искусство в рукоделии, пляске, пении, то есть показать себя.

В современном исполнении посиделки обретают вторую жизнь. Все зрители также становятся участниками посиделок. Эта форма занятий интересна и увлекательна.

Приобщаясь к народной культуре, каждый из нас сопоставляет свой характер с чертами характера своего народа, то есть пытается  осознать себя самого как часть своего народа, как продолжателя его истории и судьбы.

Очень важно организовать   поисковую   деятельность   учащихся   в изучении культуры родного края, его традиций и обычаев. Важно раскрыть ребятам истоки народного творчества, привить любовь к традиционному народному искусству, формировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

Ребята знают, что частушки — единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Собирая частушки, участники фольклорного кружка возвращают им вторичную жизнь. Это один из способов сохранения народной песни на стадии перехода ее в культурное наследие.

Потешки, прибаутки, загадки и заклички, колыбельные песни — все это слышат дети с рождения от своей мамы. И, конечно же, сказки.

Сказки, как вид народного творчества, являются составной частью так называемой прозы. Это произведения большого искусства, свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Ребята узнают, что сказки знали не только в крестьянской среде, их рассказывали и ремесленники, и солдаты… Сказка в народном быту, будучи высоким искусством, была повседневным  явлением, как пословица, как поговорка. Она рассказывалась дома и в поле, по дороге и на охоте, в лесу и на лесоповале, в будни и в  праздники.

Народная сказка всегда привлекала и привлекает пристальное  внимание деятелей литературы и искусства, которые нередко в фольклоре черпают свое  вдохновение.

Использование народных игр также является неотъемлемой частью досуга детей.  Игры способствуют созданию неповторимой эмоциональной атмосферы, радости и доброжелательности.

Народные игры, как часть традиционной культуры каждого народа, всегда занимали значимое место в социализации ребенка.  Передаваясь из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представление о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Интереснейшие и значительные явления национальной культуры -  русская народная драма и народное театральное искусство.

Драматические игры и представления всегда составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.

В целом календарно — обрядовая деятельность народа предстает перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.

Наша практика по изучению народной культуры показала, что культурные традиции помогают не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание. Познавая народные традиции, обряды, обычаи, ремесла, мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа.

На мой взгляд,  изучение  народных традиций помогает оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от отрицательных образцов поведения людей. Овладевая фольклором, дети все больше тянутся к  познанию народного искусства, истории, становятся немного добрее и намного чище.

Воспитание ребят на основе фольклорного краеведческого материала осмысленно можно  начать с небольшой исследовательской работы.  Дети узнают у бабушек и дедушек об их увлечениях,   любимых  занятиях, с  удовольствием разучивают их любимые песни, учатся водить хороводы, играть в их игры, разгадывают их загадки, заучивают  заклички, которыми их далекие ровесники Зиму-злюку прогоняли, Весну красную призывали,  выкликали Солнце ясное, просили  Дождя благодатного.

Проведение праздников с элементами народных обрядов, праздников детского фольклора способствует пробуждению у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям. Без жанров детского фольклора ребенок никогда в совершенстве не овладеет родным языком, никогда не станет его хозяином, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества, а ведь через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, идет формирование личности.

Особое внимание следует уделять тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях народа. Многие из них уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по-новому окрасить человеческие взаимоотношения.

Прошлое есть у всех. Оно связано бесконечным числом нитей с настоящим, живет в нем; без его опыта невозможно развитие ни личности, ни народа.

Чтобы не одичать, не очерстветь духовно, важно обернуться к своим корням и понять, что есть истинная любовь к Родине? Кто мы? Откуда мы вышли? Куда идем и во имя чего?

   Главное, что необходимо, в нашем понимании, -  воспитание детей гуманизма, патриотизма, то есть уважения к предкам, любви  к своему народу, привязанности к месту своего рождения.

Народные праздники издревле создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияли на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Они создавали благоприятную воспитательную среду для детей разных возрастов, в игровой форме подготавливали их к взрослой жизни, учили искусству жить в ладу с природой, с самим собой и друг с другом.

Изучая календарно-обрядовую поэзию, ученик проникается пониманием того, насколько наши предки умели сочетать праздники и труд, и уважением к своим сверстникам, жившим много столетий назад, участие которых на народных празднествах не было простым развлечением, а было вызвано заботой о будущем урожае, от которого зависела судьба семьи и всего села.

Издавна смена времен года отмечалась русским  народом особыми праздниками и обрядами:  устраивались проводы зимы (масленица), встреча весны, летний праздник – завивание березки (семик),  праздник урожая и другие.  Народные праздники и обряды тесно соприкасались с явлениями природы, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ показывал свое отношение к ним, уважение и восхищение.

Народные  песни легко исполнять в движении, в играх. Напевы легко запоминаются, ведь маленький отрезок мелодии в народных песнях многократно повторяется.

Только через знакомство и исполнение произведений фольклора можно привить любовь к родным напевам и поэзии, старинным обычаям, обрядам и праздникам.

За время работы кружка учащиеся должны освоить специфику фольклора, узнать цену изучения фольклорных жанров; убедиться, что фольклор находится в динамичном развитии и, что мы являемся свидетелями появления, развития, функционирования современного народного творчества.

Жанровые формы фольклора развивались и совершенствовались на протяжении длительного периода. Каждый жанр устного народного творчества имеет самостоятельное значение.

Обрядовый фольклор представляет собой ценнейшее культурно-этическое наследие. Он отражает мировоззрение народа на разных ступенях его развития. Изучение обрядового фольклора позволяет глубже узнать образ и  уклад жизни наших предков, особенности философии каждого народа, приобщиться к культурным и историческим памятникам, что поможет возродить национальное самосознание и осознать свою роль и место в многонациональной среде.

Фольклор помогает детям освоить традиции словесного искусства народа, его морально-этические, философские, педагогические, эстетические, гуманистические, атеистические представления, его бесценный многовековой опыт.

В русском фольклорном кружке «Таусень» занимаются 17 учащихся 6 класса МБОУ СОШ д. Нуркеево. Возраст  ребят – 11- 12 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (вторник, суббота). Общее количество часов в год – 136.

 

                                                     ПРОГРАММА

 Фольклористика – наука об устном народном творчестве (фольклоре). Связь фольклора с музыкой, хореографией, театром, прикладным искусством и т.д. Фольклор как искусство слова. Специфика фольклора  сравнительно с литературой. Устность создания и бытования. Активное общение со средой. Коллективность  и проблема авторства в фольклоре.

Роды и жанры фольклора.

- эпический род (сказки, былины, исторические песни и т.д.),

- лирический род (причитания, песни обрядовые  и лирические и т.д.);

- драматический род. Драматизм народных обрядов, кукольный театр, народные драмы и др. Взаимовлияния жанров. Историческое развитие русского фольклора. Происхождение фольклора. Связь искусства с трудовыми процессами.

Детский фольклор.  Понятие «детский фольклор». Собирание и изучение. Издания. Жанры детского фольклора.

- Колыбельные песни (темы, образы, поэтика).

- Пестушки, потешки, прибаутки, перевертыши. Связь с календарной поэзией в закличках и приговорках.

- Игры и игровой детский фольклор. Считалки, их происхождение.

- Дразнилки и поддевки.

- Скороговорки.

- Загадки.    Определение жанра. Происхождение загадок. Собирание и изучение. Сборник Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа».  Классификация. Поэтика.      

         Сказки. Определение сказки. Установка на вымысел как отличительный признак. Отличие сказки от былички, предания. Характер связи с действительностью в сказке.  Собирание и изучение сказок. Классификация сказок.

- Волшебные сказки.   Традиционность в жанре. Наиболее распространенные сюжеты. Народные идеалы в волшебных сказках.  Особенности поэтики. Контрастность сказочных образов. Герои и героини, помощники и враги, волшебные предметы.  Присказки, концовки, сказочные формулы. Троекратность повторений. Древние верования и представления, отразившиеся в волшебной сказке.

- Сказки о животных.  Происхождение. Идейно-тематическое содержание сказок. Наиболее распространенные сюжеты. Герои животного эпоса.

Отражение крестьянской жизни в сказках о животных. Композиция и стиль. Мотив встречи, диалоги. Вопрос об аллегории в сказках. Особенности фантастики  в сказках о животных, ее структура и функции. Сказка о животных, как детский фольклор.

- Бытовые сказки

Виды бытовых сказок, особенности их тем и образов. Сказки о человеческих пороках (скупости, упрямстве, лени и т.д.). Социальная сатира в бытовых сказках. Сатирические сказки о барине и мужике. Отражение в сказках барской жестокости, спеси, глупости и т.д. Поэтика бытовой сказки. Отличие от волшебных сказок.

Индивидуальное мастерство сказочников. Типы сказочников (этики, психологи, балагуры и т.д.). Характеристика известных сказочников.

         Календарно-обрядовая поэзия.  Собирание. Издания. Связь с трудовой деятельностью человека. Классификация обрядов. Состав (этапы) обряда.

- Обрядовая поэзия зимнего цикла. Колядки.  Поэтика колядок.  Святки. Гадания и подблюдные песни.

- Масленица.  Поэзия весенне-летнего цикла. Веснянки, отличие их от колядок.

- Троицко-семицкие песни, песни о Костроме.

- Жнивные песни. Образность и композиция календарно-обрядовой поэзии.

Пословицы и поговорки

Определение пословиц. Их собирание и изучение. Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Тематика пословиц.  Классификация. Поэтика. Отличие поговорки от пословицы. Структура пословицы и поговорки. Их функция в речи и поэзии.

Календарь народных примет «Месяцеслов»

Устная несказочная проза.   Предания, легенды, былички.

- Предания. Определение жанра. Темы. Исторические предания. Топонимические предания. Особенности поэтики.

Легенды. Определение жанра.  Связь с книжностью. Художественное своеобразие. «Народные русские легенды» А.Н. Афанасьева.

Былички. Жанровые признаки. Виды быличек, их темы и стиль. Народная «демонология» и народные верования в быличках.

        Былины.  Былины как эпический жанр. Определение. Собирание былин. Важнейшие издания. Сборник К. Данилова.  Сборники П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, А.В. Маркова и др. Сложение былин. Проблема времени и места происхождения былин.

Классификация былин. Сюжетный состав былинного эпоса. Древнейшие былины. Черты древности в них и их источники.

Былины Киевского и Новгородского циклов. Историзм былин. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Переосмысление образа Алеши в былинах (историческое и социальное).

Былины о Садко и Василии Буслаеве. Идеи и герои. Споры о происхождении былины о Садко. Структура былины о Садко.

Былины о Чуриле, Соловье Будимировиче, Дюке. Народные идеалы красоты, богатства и щедрости.

Поэтика былин. Способы изображения героев, действия. Композиция.

Исторические песни.  Историческая песня как жанр. Установка на исторический факт в песне.  Связь песни с былинами и другими фольклорными жанрами.

Исторические песни как качественно новый вид  повествования. Особенности отражения истории народа в исторической песне. Песни об Иване Грозном, о Ермаке, о Степане Разине.  Исторические песни о Петре I. Отражение в песне Отечественной войны 1812 года.

Жанровые разновидности исторической песни: эпические, лиро-эпические. Поэтика исторической песни.

Баллады.  Определение жанра. Изучение и собирание балладных песен. Особенности поэтики баллады (композиция, сюжет, стиль).

Народный театр. Понятие «народный театр». Виды и формы драматического действа. Драматические элементы в народных обрядах, играх,  исполнении эпических, и лирических произведений.

Кукольный театр в его разновидностях (Петрушка, вертеп).

Балаган и раек. Стилистика монологов и интермедий. Собственно драма — «народная драма». Собирание и изучение.  Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан». Фольклорные и литературные источники пьес. Их поэтика и стиль.

Традиция и импровизация в пьесе. Особенности театрального исполнения пьес, реквизит спектакля, зрительская аудитория.

Заговоры.   Определение заговора. Классификация заговоров.  Магическое и эстетическое в заговоре.

 

В объединении занимаются 17 учащихся.

Количество групп: 1. Это учащиеся 6 класса.

Занятия проводятся по 2  часа  2 раза в неделю.

В год 136   часов.      

                                          

 

Расписание занятий

Вторник – 1430 – 1515,  1530 — 1615

Суббота – 1330 – 1415,  1430 - 1515

 

 

Литература.

 

  1. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым.- М.: ОЛМА-ПРЕСС,  1998.- 688 с.

 

  1. Русский фольклор. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 576 с. – (Школа классики).

 

  1. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов /Запись, составление и нотация Г.М.Науменко. – М.: ЗАО Издат-во Центрополиграф, 2001. – 462 с.: ноты.

 

  1. Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки /Сост., запись и обробот. Г.М.Науменко; Рис. Л.Н.Корчемкина. – М.: Дет.лит., 1988.- 206 с.: ил.

 

  1. Народные приметы: хотите – верьте, хотите – проверьте. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1987.

 

  1. Струны звонкие играйте… Цикл методических разработок уроков русской словесности и комплект сценариев, посвященных временам года и календарно-обрядовой поэзии./Составитель Ф.М.Ситдикова/ ГУП РБ РИК «Туймазинский вестник». – 2008. – 175 с.

 

Учебно-тематический план на 2  года

 

№ п\п

Разделы программы

 

 

Количество часов

1 год

2 год

1. Фольклористика – наука об устном народном творчестве

4

4

2. Роды и жанры фольклора        2

2

3. Детский фольклор

40

10

4. Сказки

10

-

5. Календарно-обрядовая поэзия

52

20

6. Пословицы и поговорки

6

4

7. Календарь народных примет «Месяцеслов»

6

6

8. Устная несказочная проза

6

6

9. Былины

6

6

10. Исторические песни

-

10

11. Баллады

-

8

12. Народный театр

-

54

13. Заговоры

-

4

                                                                        Всего часов

132+

4(резерв.)

136

 

Календарно-тематический план

 

 

№ п\п

Разделы программы

 

 

Количество часов

всего

теоретич.

практич

1

                                     I.Введение, инструктаж о ТБ и ПДД.Ознакомление с задачами, программой  объединения. 2ч.

301

1,5ч.

2

Фольклористика – наука об устном народном творчествеПроисхождение фольклора,знакомство с фольклористами 4ч.

2ч.

2ч.

 

    4

                                         II.    История и виды устного народного творчества. Роды и жанры фольклора- эпический род (сказки, былины, исторические песни и т.д.),- лирический род (причитания, песни обрядовые  и лирические и т.д.);- драматический род (народные обряды, кукольный театр, народные драмы и др.) 2ч.    

 

 

2ч.

                                               IV.                                          Детский фольклор    

5-6

 

7

  Ходит сон у окон:- колыбельные песни (разучивание, исполнение)- пестушки, потешки 4ч. 2ч.

1ч.

301

3ч.

1ч.301

 

8-9

Это, братцы, да не чудо ли? –  прибаутки  и   небылицы  4ч.

1ч.

3ч.

 

10-11

Серебряные нити: -  загадки; 4ч.

1ч.

3ч.

 

12-13

 Гори, солнце, ярче! – заклички-  приговорки; 4ч.

1ч.

3ч.

 

14-16

  Первенчики-другенчики: -  считалки-  скороговорки-  дразнилки 

 

6ч.

1ч.

5ч.

 

17-20

Бежит-скачет заинька: -  игры; 8ч.

2ч.

6ч.

 

21-24

    Эх, шире круг!– игровые-  хороводные-  плясовые песни-  частушки; 8ч.

1ч.

7ч.

  V.                              Сказки      
 25 Золотое зёрнышко: -  сказки волшебные 2ч. 

301

1,5ч.

26 -  о животных, 2ч.

301

1,5ч.

27 -  бытовые, 2ч.

301

1,5ч.

28-29 -  докучные   сказки 4ч.      301

3,5ч.

VI.

 

Календарно-обрядовая поэзия

 

30 -35

- Величава золотая осень:– жнивные,-  капустные вечерки,-  смотрины,-   синичкин день;

12ч.

2ч.

10ч.

36- 42             - Гуляй на святки без оглядки!-обряд колядования,- святочные вечерки-  гадания;

14ч.

2ч.

12ч.

43-49

- Весна-красна:- масленичная неделя-  веселая ярмарка-  проводы зимы,

-  веснянки, волочебные,

вьюношные;

      14ч.

2ч.

12ч.

50-55

- Здравствуй, солнечное лето!–- семик,- Береза – символ России.

12ч.

2ч.

10ч.

56-57

                          VII.Пословицы и поговорки - о человеке- о труде- о временах года

4ч.

1ч.

3ч.

58-60

                          VIII.Календарь народных примет    «Месяцеслов»

6ч.

2ч.

4ч.

61-64

                              IX.             Устная несказочная проза-Предания-  легенды

-  былички

6ч.

1ч.

5ч.

65-67

                     X.Былины 

6ч.

2ч.

4ч.

68

Итоговое занятие

2ч.

301

1,5ч.

 

Календарно-тематический план

 

 

№ п\п

Разделы программы

 

 

Количество часов

всего

теоретич.

практич

1

                                    Введение, инструктаж о ТБ и ПДД.Ознакомление с задачами, программой  объединения. 2ч.

301

1,5ч.

2

Фольклористика – наука об устном народном творчестве 2ч.

2ч.

 

3

Происхождение фольклора, знакомство с фольклористами 2ч.

1ч.

1ч.

 

    4

                                             История и виды устного народного творчества. Роды и жанры фольклора- эпический род (пословицы и поговорки, сказки, былины, исторические песни;- лирический род (причитания, песни обрядовые  и лирические и т.д.);- драматический род (народные обряды, кукольный театр, народные драмы и др.) 2ч.    

 

 

2ч.

 

5 — 10

Осенняя  календарно-обрядовая поэзияВеличава золотая осень:– жнивные-  капустные вечерки- праздник «Дожинки»

 

12ч.

2ч.

10ч.

                                          Детский фольклор    

11-13

  Ходит сон у окон:- колыбельные песни,- пестушки, потешки  6ч.

1ч.

5ч.

14-15

 

 

  Это, братцы, да не чудо ли? –  прибаутки  и   небылицы  4ч.

1ч.

3ч.

 

10-11

Серебряные нити: -  загадки; 4ч.

1ч.

3ч.

 

12-13

 Гори, солнце, ярче! – заклички-  приговорки; 4ч.

1ч.

3ч.

 

14-16

  Первенчики-другенчики: -  считалки-  скороговорки-  дразнилки 

 

6ч.

1ч.

5ч.

 

17-20

Бежит-скачет заинька: -  игры; 8ч.

2ч.

6ч.

 

21-24

    Эх, шире круг!– игровые-  хороводные-  плясовые песни-  частушки; 8ч.

1ч.

7ч.

  V.                              Сказки      
 25 Золотое зёрнышко: -  сказки волшебные 2ч. 

301

1,5ч.

26 -  о животных, 2ч.

301

1,5ч.

27 -  бытовые, 2ч.

301

1,5ч.

28-29 -  докучные   сказки 4ч.      301

3,5ч.

VI.

 

Календарно-обрядовая поэзия

 

30 -35

 

 

36- 42             - Гуляй на святки без оглядки!-обряд колядования,- святочные вечерки-  гадания;

14ч.

2ч.

12ч.

43-49

- Весна-красна:- масленичная неделя-  веселая ярмарка-  проводы зимы,

-  веснянки, волочебные,

вьюношные;

      14ч.

2ч.

12ч.

50-55

- Здравствуй, солнечное лето!–- семик,- Береза – символ России.

12ч.

2ч.

10ч.

56-57

                          VII.Пословицы и поговорки - о человеке- о труде- о временах года

4ч.

1ч.

3ч.

58-60

                          VIII.Календарь народных примет    «Месяцеслов»

6ч.

2ч.

4ч.

61-64

                              IX.             Устная несказочная проза-Предания-  легенды

-  былички

6ч.

1ч.

5ч.

65-67

                     X.Былины 

6ч.

2ч.

4ч.

68

Итоговое занятие

2ч.

301

1,5ч.

Всего часов

136ч.

29ч.

107ч.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Я ищу