Место фольклора в нравственном и патриотическом воспитании

         Только через знакомство и исполнение произведений фольклора можно привить любовь к родным напевам и поэзии, старинным обычаям, обрядам и праздникам.

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: Место фольклора в нравственном и патриотическом воспитании

 Учебно-методический курс:

Культурологические подходы в изучении предметов  «Русский язык» и «Литература»

                                                                Слушатель: Ситдикова Фаиля Мусиевна

  Введение

Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах материнской колыбельной, и в пестушках, в потешках, прибаутках, которые всегда в неистощимом запасе у бабушки…

Культура не только рядом и вокруг – она и внутри нас. Она в наших именах, песнях и сказках, легендах, преданиях, поговорках и пословицах, в обычаях и обрядах, традициях народной жизни, загадках и играх, в наших любимых книгах, фильмах, картинах…

Культура – наше драгоценное достояние. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. У каждого народа своя культура. У каждой культуры свой язык, свой «голос», свои неповторимые черты и приметы.

В мировом наследии богатейшая русская культура – яркое и заметное явление. На протяжении многих столетий  она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в русском народе.

Великий русский педагог К.Р.Ушинский справедливо предупреждал, что воспитание, лишенное народных корней, — бессильно. Именно поэтому так необходимо донести до подрастающего поколения фольклор, кладезь народной мудрости, источник величайших духовных богатств народа. Школе, учреждениям дополнительного образования  принадлежит в этом, на мой взгляд, особая роль. Детский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки и т.д.), календарно-обрядовая поэзия, народные приметы – «Месяцеслов» до сих пор, к сожалению, остаются не включенными в учебные программы по литературе.

Разработанный мной цикл уроков русской словесности и сценариев праздников, посвященный временам года: зиме, весне, лету и осени, — возможно, поможет коллегам восполнить  незаслуженно обойденные в курсе литературы темы за счет резервных часов, уроков внеклассного чтения, на внеклассных  и внешкольных мероприятиях.

Любовь к Родине начинается с любви к родным напевам

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Они у нас на устах с раннего детства. Но почему эти необходимые и дорогие для каждого человека слова ушли на второй план и стали забываться нами народные традиции?

За последние 15 лет возрождение народных традиций стало одним из направлений моей работы

Научить любить и уважать свой народ, прививать нашим детям любовь к народным традициям, воспитывать чувство гуманизма — дело и благородное, и ответственное. Главная задача — воспитание личности, способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает человеческая душа.

Сейчас, когда происходит переосмысление сложившейся системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов, возрождение и развитие культуры воспитания, на мой взгляд, является тем делом, которое позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта.

Русский народ создал богатейшую устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки; веселые и печальные обрядовые песни и сказки обо всем на свете; торжественные былины, сказания о славных подвигах богатырей, защитников земли русской, говорившиеся нараспев и под звон струн. По словам писателя А.Н.Толстого, все это «праздничные одежды души русского народа». Подобно веселому венку из полевых цветов, русское народное творчество – это богатое разнообразие красок, в нем сплетены воедино изустная литература (фольклор) и затейливое рукоделие (резьба, вышивка и т.п.), обычаи и обряды, духовные ценности и идеалы.

Праздники, обряды, игры, народные ремесла всегда являлись той жизненной средой, где человек имел возможность проявить себя как личность. Предпринимаемые в настоящее время отдельными энтузиастами шаги по возрождению праздников и обрядов, ремесел являются скорее мероприятиями, нежели глубокой и хорошо продуманной системой.

Механизмы, движущие праздники и обряды — это гораздо более глубокие  явления, нежели сочиненный режиссером сценарий. В таких сценариях, как правило, все делается по указанию ведущего. Есть выступающие «артисты» и есть аплодирующие зрители. В праздниках, обрядах, играх не должно быть разделения  на артистов и зрителей.

Знание устного  народного творчества, литературы и этнографии развивает у детей фантазию, активизирует их сознательность, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. Эстетико-нравственные    идеалы    в    фольклоре являются эффективным средством воспитания у ребят любви к своему народу, стремлению стать патриотом.

Изучение фольклора способствует не только развитию у детей нравственных качеств и умения видеть прекрасное, но и расширяет их кругозор, помогает лучше усвоить материал, ярче представить то или иное событие.

В песнях крестьян великолепно отражены их жизнь и мировоззрение. Труд крестьян тяжелый, но в песнях нет жалоб на тяжесть труда. Тем более, нет и намека на презрение или просто неуважение к труду.

И это вполне естественно, так как труд, по народным понятиям, каким бы он ни был тяжелым, являлся важнейшим условием жизни, насущной необходимостью для человека.

В народных песнях труд часто поэтизируется. Известно, что жатва серпом — одна из самых тяжелых полевых работ женщин. Но с какой любовью говорится об этой работе в песнях!

Идеализировался не только процесс труда, но и орудия труда. Но вот саму жизнь крестьян народ не идеализировал. Песни правдиво отражали все тяготы жизни.

Особенно важно использовать народные песни при изучении  культуры. Наряду  с различными видами народной песни  (обрядовыми, свадебными, лирическими, шуточными и др.), здесь можно использовать и художественно оформленные предметы быта, а также русские народные одежды и украшения.

С целью расширения и углубления знаний по истории, культуре родного края возникла необходимость в посещении краеведческих музеев и создании краеведческого уголка в школе. Ибо только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей  малой родине. Изучение истории родного края, ее культуры    позволяет    детям    ощущать    себя    наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем ныне владеем мы.

В Туймазинском городском краеведческом музее имеется богатейший материал об истории нашего края. Он включает в себя литературу, изданную в разные годы, циклы статей старожилов и знатоков истории родного края, опубликованные в местной прессе, старинную одежду, утварь, предметы труда и быта.

Большой интерес всегда вызывает у ребят тема «Жизнь и быт, обычаи и традиции наших предков». Эти краеведческие материалы помогают формировать у них уважение и интерес к народной культуре   -   культуре   многогранной,   богатой   своеобразными традициями и обычаями.

Очень часто используется краеведческий и фольклорный материал во внеурочных мероприятиях. Дети участвуют в фольклорных праздниках: «Как хороша ты, Зимушка-зима», «Масленица», «Гуляй на Святки без оглядки», «Осень-жница».

Одна из интересных форм работы, которую можно проводить в школе, подростковом клубе – это посиделки. Посиделки — не простое времяпровождение. Это   активный деревенский отдых, в основе которого лежат трудовые,  нравственно-бытовые  и  фольклорные традиции. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать свое искусство в рукоделии, пляске, пении, то есть показать себя.

В современном исполнении посиделки обретают вторую жизнь. Все зрители также становятся участниками посиделок. Эта форма занятий интересна и увлекательна. Все участники одеты в народные костюмы. Каждый занят каким-либо делом. Это либо вышивание, либо плетение, либо вязание, либо любое другое рукоделие.  В ходе посиделок ребята знакомятся с одной из форм общения в крестьянских поселениях. Воспитывается уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Приобщаясь к народной культуре, каждый из нас сопоставляет свой характер с чертами характера своего народа, то есть пытается  осознать себя самого как часть своего народа, как продолжателя его истории и судьбы. Рассказывая о народных промыслах можно приобщить ребят к миру прекрасного. Знакомство с умельцами — мастерами на все руки — вызывает у ребят желание создать что-либо своими руками, учиться делать то, что умели делать их бабушки и дедушки: лепить глиняные игрушки, делать куклы и амулеты, резать по дереву, вышивать, шить красивые лоскутные одеяла, коврики. Каждая работа ребенка — это расточек любви и признательности к народным умельцам, к народному творчеству.

Очень важно организовать   поисковую   деятельность   учащихся   в изучении культуры родного края, его традиций и обычаев. Важно раскрыть ребятам истоки народного творчества, привить любовь к традиционному народному искусству, формировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.

Ребята знают, что частушки — единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Собирая частушки, участники фольклорного кружка возвращают им вторичную жизнь. Это один из способов сохранения народной песни на стадии перехода ее в культурное наследие. Потешки, прибаутки, загадки и заклички, колыбельные песни — все это слышат дети с рождения от своей мамы. И, конечно же, сказки.

Сказки, как вид народного творчества, являются составной частью так называемой прозы. Это произведения большого искусства, свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Ребята узнают, что сказки знали не только в крестьянской среде, их рассказывали и ремесленники, и солдаты… Сказка в народном быту, будучи высоким искусством, была повседневным  явлением, как пословица, как поговорка. Она рассказывалась дома и в поле, по дороге и на охоте, в лесу и на лесоповале, в будни и в  праздники.

Народная сказка всегда привлекала и привлекает пристальное  внимание деятелей литературы и искусства, которые нередко в фольклоре черпают свое  вдохновение.

Использование народных игр также является неотъемлемой частью досуга детей.  Игры способствуют созданию неповторимой эмоциональной атмосферы, радости и доброжелательности.

Народные игры, как часть традиционной культуры каждого народа, всегда занимали значимое место в социализации ребенка.  Передаваясь из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представление о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка.

Интереснейшие и значительные явления национальной культуры -  русская народная драма и народное театральное искусство.

Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.

В целом календарно — обрядовая деятельность народа предстает перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.

Наша практика по изучению народной культуры показала, что культурные традиции помогают не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание. Познавая народные традиции, обряды, обычаи, ремесла, мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа.

Через изучение местных традиций   дети включаются  в среду народной культуры. Для этого используются музыка, танцы, рисунки, экскурсии, театральные приемы, работа творческих мастерских.

Очень важно, чтобы  дети пришли  к пониманию, что жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. И это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в  мире природы и в мире людей.

На мой взгляд,  изучение  народных традиций помогает оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от отрицательных образцов поведения людей. Достижение положительных результатов во многом зависит от профессионального мастерства педагогов, уровня их знания народных традиций.

Культура зиждется   на  добытых  человечеством   знаниях,   накопленном  жизненном опыте, выработанных  умениях и навыках, на сформированных у людей способностях не только потреблять накопленное и созданное  предшествующими поколениями, но и на необходимости создавать творить новое. И радует  то, что овладевая фольклором, дети все больше тянутся познанию народного искусства, истории, становятся немного добрее и намного чище.

Воспитание ребят на основе фольклорного краеведческого материала осмысленно можно  начать с привития любви и уважения к народной песне.  Дети узнают у бабушек и дедушек об их увлечениях,   любимых  занятиях, с  удовольствием разучивают их любимые песни, учатся водить хороводы. Активно используются игры, загадки, заклички.

Передаются традиции, прежде всего на различных  воспитательных мероприятиях,  как в сценической, так и несценической форме. Такие формы, как встречи, беседы, танцевальные вечера, где не должно быть деления на зрителей и артистов, развивают художественную активность детей. В этой связи необходимо заметить, что утверждению этих форм также способствует система смотров, конкурсов сценических коллективов, и она ориентирует детское художественное восприятие на эстетику быта и повседневную жизнь. Дети любят выступать, хотя не всегда представляют, какой труд должен быть затрачен на подготовку концертного номера. Показ творчества в несценической форме встречи снимает напряженность, волнение и приближает к празднику.

В неформальном общении дети учатся наполнять свой досуг разумными формами и содержанием. Именно здесь закладываются основы, формируется участник и творец.

Проведение праздников с элементами народных обрядов, праздников детского фольклора способствует пробуждению у детей интереса к истории народа, его культуре, быту, обычаям и традициям. Без жанров детского фольклора ребенок никогда в совершенстве не овладеет  языком, никогда не станет хозяином родного языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества, а ведь через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, идет формирование личности.

Успешное освоение традиций возможно в любом учреждении, где сложился коллектив, поставивший своей целью воспитать достойных людей, патриотов России. Особое внимание следует уделять тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях народа. Многие из них уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по-новому окрасить человеческие взаимоотношения.

Прошлое есть у всех. Оно связано бесконечным числом нитей с настоящим, живет в нем; без его опыта невозможно развитие ни личности, ни народа.

Чтобы не одичать, не очерстветь духовно, важно обернуться к своим корням и понять, что есть истинная любовь к Родине? Кто мы? Откуда мы вышли? Куда идем и во имя чего?

   Главное, что необходимо, в нашем понимании, -  воспитание детей гуманизма, патриотизма, то есть уважения к предкам, любви  к своему народу, тяги ко всему родному, привязанности к месту своего рождения. Без Родины нет Человека. Утеряв Родину и национальность, человек теряет себя.

Устное народное творчество на уроках русской словесности  и внеклассных мероприятиях

Цикл методических разработок уроков русской словесности и комплект сценариев занятий, посвященных временам года и календарно-обрядовой поэзии – это четыре урока словесности: «Как хороша ты, Зимушка-Зима!», «Здравствуй, Весна-красна!», «Здравствуй, солнечное лето! Здравствуй, звонкая пора!», «Величава золотая осень!» и четыре внеклассных мероприятия: «Гуляй на святки без оглядки!», «Широкая масленица», «Береза – символ России», «Унылая пора! Очей очарование!»

Народные праздники издревле создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияли на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Они создавали благоприятную воспитательную среду для детей разных возрастов, в игровой форме подготавливали их к взрослой жизни, учили искусству жить в ладу с природой, с самим собой и друг с другом.

Изучая календарно-обрядовую поэзию, ученик проникается пониманием того, насколько наши предки умели сочетать праздники и труд, и уважением к своим сверстникам, жившим много столетий назад, участие которых на народных празднествах не было простым развлечением, а было вызвано заботой о будущем урожае, от которого зависела судьба семьи и всего села.

Издавна смена времен года отмечалась народом особыми праздниками и обрядами:  устраивались проводы зимы (масленица), встреча весны, летний праздник – завивание березки (семик),  праздник урожая и другие.  Народные праздники и обряды тесно соприкасались с явлениями природы, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ показывал свое отношение к ним, уважение и восхищение.

Данные уроки предполагают игру, в которой могут принять участие и зрители, и гости. Поэтому их можно проводить не только в классе, но и в любой просторной комнате, спортзале, а также на поляне или лужайке, где прекрасной декорацией  послужит живая природа. Удобнее проводить  уроки по фольклору без использования сцены. Важно, чтобы театрализация проходила посреди зала, в окружении зрителей, тогда весь праздник обретет более цельный характер, у всех будет ощущение сопричастности к живому действу. Стулья лучше расставить вдоль трех стен, чтобы отвести место для игр и хороводов.

На праздник все участники могут прийти в костюмах – «ряжеными», тогда не  понадобятся переодевания. Костюмы надо делать несложными: старая меховая шапка, вместо бороды  – мочало, колпак, рубаха яркая, подвязанная бечевкой.

Чтобы обозначить определенное время года, можно сделать панно в виде аппликации. На стенах можно разместить плакаты с загадками, пословицами, а также песнями, которые  на празднике будут все петь.  Из цветных лент можно сделать большую радугу; из плотной бумаги – большие маски Солнца, Березы, Ветра, Облака, Мороза и т.д. Обыкновенный стол может превратиться в избушку, простая палочка – в лошадку, стул – в печку. Надо только при необходимости как следует обыграть те предметы, которые находятся под рукой, и фантазия чудесно превратит их во что угодно.  Пока зрители собираются, можно предложить им поиграть в народные игры, простые и веселые.

Предложенные сценарии  праздников могут быть изменены: сокращены или увеличены, дополнены народными песнями, хороводами, играми.  С музыкальным материалом работа не будет особенно трудоемкой, ведь русские напевы отличаются простотой и ясностью. Интонировать их несложно: мелодии чаще всего состоят из трех-пяти тонов и учитывают возможности детских и юношеских голосов. Такие песни легко исполнять в движении, в играх. Напевы легко запоминаются, ведь маленький отрезок мелодии многократно повторяется.

Только через знакомство и исполнение произведений фольклора можно привить любовь к родным напевам и поэзии, старинным обычаям, обрядам и праздникам.

Использованная литература

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

      Российская  академия наук

2. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. – М.: Белый

     город, 2007.- 560 стр.: ил.

3.  Формирование гражданственности у подростков на основе

народных традиций. Миничкина З.И.

4. Ситдикова Ф. Струны звонкие играйте… — ГУП РБ РИК «Туймазинский вестник», 2008.- 175 стр.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Я ищу